Домены бывают разные
СтатьиСлово домен не столь ново, как может показаться на первый взгляд. Ранее (да и в некоторых кругах и поныне) им обозначали комплекс владения всяких феодалов в Средневековье. Но прошло время, и теперь им обозначают область в интернете, которым владеет имеющий данный домен сайт.
Формально, каждый владелец сайта — это маленький феодал, который волен в своей вотчине и может городить любые заборы, выжигать клевету и изгонять диссидентов сколько, сколько его душе угодно. А может вотчины лишиться. Всё по-взрослому, да.
Но мы немного отвлеклись.
Домен – это адрес любого сайта на просторах интернета. Его используют для более легкого запоминания адреса сайта, нежели IP-адреса сервера, где располагаются файлы сайта. Представьте, что вместо того, чтобы набрать в адресной строке yandex.ru и начать что-либо искать, нам пришлось бы набирать 213.180.204.37. И так для каждого сайта. Сложно, правда?
Вместо этого придумали систему доменных имен, когда при наборе конкретного адреса нас автоматически перебрасывает на нужный адрес.
Происходит это так – при наборе любого адреса сайта устройство не сразу открывает данный сайт. Сначала его через сложную систему коммутации приводят к одному из тысячи DNS-серверов, который хранит информацию о том, какому домену какой IP-адрес принадлежит, и посылает нас далее, уже на сервер, где хранится этот сайт.
Это несколько упрощённая схема, но в целом выглядит всё так. Нюансы и тонкости мы рассматривать здесь не будем.
Из чего состоят домены
Самый простой домен – например мой anatolykulikov.ru – состоит из двух частей, называемых уровнями доменов.
Первый уровень – также называемый доменом верхнего уровня – является ru. Домен верхнего уровня является точкой отсчёта в адресе сайта, который показывает, в каком пространстве находится сайт.
Доменных зон очень много – на момент написания статьи их насчитывается 1229 штук и число медленно, но верно ползёт вверх. Вся эта большое пространство делится на несколько классов:
- Основные домены верхнего уровня – такие как .com, .net, .org;
- Национальные домены – наши любимые .ru и .рф, а также .eu, .de и многие другие;
- Спонсируемые домены – например, такие как .asia, .int, .aero, .travel и прочие;
- Домены ограниченного пользования – в основном, это домены различных государственных заведений США: .edu (образование), .mil (военная сфера), gov (правительственные сайты).
Но такая группировка является очень общей и не может отразить всего разнообразия адресов интернета, поэтому многие регистраторы разбивают домены по тематическим разделам – здоровье и спорт, организации и бизнес, мода и стиль, наука и образование и прочее.
Необходимо упомянуть о том, что не во всех доменах можно просто так взять и зарегистрироваться. Впрочем, если вы собираетесь регистрироваться в доменах общего назначения или нашем родном ru/рф, следующие два абзаца можно пропустить.
Например, домены ограниченного пользования можно, только если тебе даст разрешение правительство США. И это правило строго соблюдается.
Существуют также ограничения на спонсируемые домены – необходимо будет предоставить документ, о том, что деятельность компании/человека отвечает требованиям домена:
- .asia — домен для резидентов азиатско-тихоокеанского региона
- .aero — организации и физические лица, так или иначе связанные с аэроиндустрией
- .museum — для музеев
- .travel — для туристической индустрии
Второй уровень домена – это уже тот самый домен, который мы самостоятельно придумываем и покупаем. Здесь мы уже не ограничены почти ничем, главное – соблюдать два правила:
никому не рассказывать о бойцсоблюдать определённую для каждой доменной зоны длину. Например, для зоны .ru – это 63 символа- домен не должен повторять уже тот, который есть – зарегистрировать ещё один google.ru не получится
Но не только двумя уровнями могут ограничивается домены. Бывают и более высокие уровни.
Домены третьего уровня обычно являются логическими ответвлениями сайтов. Возьмём для примера Яндекс. У него есть основной сайт – поисковая система, расположена по адресу yandex.ru, а есть несколько сервисов, пусть это будет Яндекс.Почта – она открывается по адресу mail.yandex.ru.
Бывают домены и четвертого, и даже несколько раз я видел домены пятого и шестого уровня, но это уже чересчур. Может, это неплохая идея для того, чтобы что-нибудь спрятать, но человеческого и гуманного в этом совсем нет.
Важно – чтобы зарегистрировать домен третьего (и выше уровня) необходимо быть владельцем (иметь доступ) к домену второго уровня. Или договориться с его обладателем.
Где брать домены и сколько это стоит
Домены покупают в специальной организации – регистраторе доменных имен. Для того, чтобы купить домен, достаточно набрать в поиске соответствующую запись и перейти по первым двум-трём ссылкам. Скорее всего это будут reg.ru и nic.ru – это два крупных игрока в России, которые вам могут зарегистрировать домен в куче зон. Но можно регистрироваться и у других.
Домен покупается на один год. По истечении срока регистрации его необходимо продлевать (обычно об этом напоминают) и вот здесь начинается главная уличная магия регистраторов, про которую я просто обязан рассказать. Очень многие из регистраторов любят устраивать акции и подарки, предлагая купить домены в разных зонах по сниженным ценам, например, за 100 рублей в зоне .com, когда там нормальная цена 700 рублей (в среднем по палате). И немногие указывают скромно, что продление домена будет стоить уже полную стоимость, что заставит в момент истины купившего домен искренне и сильно удивиться.
Причем, в своём примере я указал ещё не самую большую разницу – ну реально, заплатить за домен 700 рублей, когда ты вложил на его раскрутку и продвижение много времени, сил и денег, не представляется большой ценой. Но когда ты покупаешь для себя домен рублей за 200-300, а через год узнаётся, что вообще-то у этого регистратора зона .vision стоит 3 000 рублей – это прямо нежданчик.
Поэтому будьте осторожны при проведении акций регистраторами – возможность попасть (или поставить, если для кого-то покупаете домен) на деньги не иллюзорно возрастает.
Цена на домены очень разная и зависит она от нескольких факторов:
- Доменная зона. В зависимости от того, какую зону мы выбираем, стоимость может начинаться от 200 рублей (для зоны .ru), так и уходить далеко за тысячу рублей (например, зона .diet за 12 000 рублей).
- Б/У домены. Если в повседневной жизни б/у вещь не слишком хорошего качества и покупается не от хорошей жизни, то ситуация с доменами может быть обратной. Бывает так, что прошлый владелец вёл свой сайт, он хорошо индексирован, у него много посетителей. Но в один прекрасный(?) день его владелец решает закрыть проект и более домен не продлевать. И домен (когда оплаченный срок закончится) освободится. А поскольку сайты имеют отличную от нуля ценность, то регистраторы могут выставить его на аукцион или продажу по завышенной цене.
- Красивое имя. Да, это явление и добралось сюда. Как в ситуации с красивыми номерами на авто, за красивое доменное имя придётся заплатить. Происходит это таким образом – когда регистрируется новая доменная зона (например, рф), сначала происходит закрытая продажа доменных имен для различных организаций – типа государственных органов и бизнеса, чтобы они могли заранее выкупить фирменные адреса. После того, как закрытая регистрация заканчивается, её делают доступной для всех. Тут вступают в дело домейнеры, которые скупают красивые сочетания для дальнейшей перепродажи. Я однажды проверил, сколько будет стоить домен пиво.рф – оказалось, всего-то 2 999 000 рублей. Впрочем, домен beer.ru за 4 000 000 рублей тоже хорош.
В связи с 3 пунктом вспоминается ещё такое явление, как киберсквоттинг – это когда намеренно выкупаются доменные имена, подходящие для какого-либо бренда или организации, для того, чтобы впоследствии продать им доменное имя как можно дороже. В основном этим занимаются мошенники и просто интересные личности, но также его используют в целях защиты, когда скупаются примерно похожие домены, чтобы вышеупомянутые мошенники не смогли ими воспользоваться.
Как можно использовать домены
Первое, что приходит в голову — это разместить свой сайт. Собственно, в 98% случаев (примечание — это личное мнение по поводу количества) для этого домены и покупают. А что же с оставшимися 2-мя процентами? Вариантов может быть несколько:
- Купить для продажи — внезапно вы осознаёте, что какой-то домен свободен и его никто не купил, но его название настолько классное, что через месяц кто-нибудь захочет его взять. Конечно, тут есть свои тонкости и нюансы, но попробовать можно, главное — соблюдать закон.
- «Собака на сене» — принципиальный подход, чтобы купить и не воспользоваться самому, и другим не дать. Зачастую делается для того, чтобы никто не смог опорочить доброе имя / бренд и так далее. Ну или просто, чтобы был.
- Купить для почты — согласитесь, иметь почтовый ящик вида dev@anatolykulikov.ru вместо dev-anatolykulikov@gmail.ru намного приятнее, да и престиж как-то сразу поднимается вверх. Благо для такого можно воспользоваться предложениями Яндекса, Mail.ru или Google (тут платный тариф), но это уже тема для отдельной статьи.
Пожалуй, это всё, что нужно знать о доменах.