Введение
Основой для этого поста послужил другой пост в канале Зара Захарова (канал советую), посвященный нейросетям и их внедрению в наш сегодняшний быт.
Меня это прям задело и я сначала хотел написать просто пост-ответ, но потом понял, что мелкой заметки мне, как графу будет слишком мало (а внутренний мушкетёр вообще не понял, о чём речь). Да потом ещё у Файба вышел ролик про Серебряный век русской литературы, что подкинуло пищи для рассуждений.
Где мы
Планета Земля, 2025 год. Мы уже восьмой десяток лет живём в эпоху научно-технической революции. За это время мир изменился настолько, насколько он не менялся за предыдущие периоды.
При этом последние 20 лет сделали абсолютный отрыв в технологиях. Я очень хорошо помню еще времена обучения в колледже, когда мобильный телефон — это звонков, а посмотреть видео в интернете событие, выходящее из ряда вон. Давайте поднимем ставки — научные работы, которые я писал как бакалавр, писал опираясь на библиотечные фонды.
Самое технологичное, что я помню — это то, как мне нужно было оплатить доступ к цифровой копии книги, которая хранилась в Оксвордском университете (это было дореволюционное издание об Отечественной войне, которое по какой-то причине в Москве студенту была недоступна).
Если бы мне лет 15 назад кто-то показал любую умную колонку, то я бы воскликнул что-то типа «О, я видел это в Детях Шпионов».
Сегодня же умные колонки, видео-звонки через пол-мира, нейросети, которые пишут теста, генерируют музыку, изображения и видео, дают профессиональные рекомендации — это такая банальная штука, что моя 6-летняя дочка это воспринимает как само собой разумеющееся.
А я ведь очень хорошо помню, как моя прабабушка рассказывала о том, как в 30-е годы в деревню провели радио-точку и все ходили её слушать, ибо диковина редкая.
Повышенные обороты
По моему сугубо субъективному мнению мы живём в мире «повышенных оборотов» — то, что вчера казалось сказкой или минимум научной фантастикой, сегодня часть быта.
Может встречалось вам такое упражнение — «в какой год или эпоху вы бы отправились, если была бы возможность?». Ранее я бы назвал или эпоху Петра Великого, или середину девятнадцатого века, но сейчас могу сказать ответственно — мне так интересно здесь, что я никуда не хочу.
Далее я бы хотел привести две цитаты русских классиков:
Русь, куда несёшься ты?
Николай Васильевич Гоголь, Мёртвые души
Кто не жил в пятьдесят шестом году в России, тот не знает, что такое жизнь
Лев Николаевич Толстой, Декабристы
Для чего привёл эти цитаты — на мой взгляд, они как никто, характеризуют наш современный мир. Но не в контексте только России, а всём мире вообще.
По мере возможности стараюсь следить за последними открытиями в науке и технике, и каждый следующий шаг — это если не революция, то нечто невообразимое. Только вот двухнедельные отключения горячей воды ещё не побеждены окончательно, но это мелочи жизни =)
И внутри такого бурного развития технологий закономерно у человека возникает вопрос — а где я в этом мире? Что я представляю, как индивид? И поиск ответа волновал мыслителей во все времена. Вообще наше бытие — это одна из самых фундаментальных вопросов философии в принципе.
Единственно, что большая часть рассуждений была под определённым влиянием теологических учений и так или иначе связывалась с божественным. Конечно, были и более материалистические высказывания, например, Рене Декарт выдвинул знаменитый тезис, который определял фундаментальный признак существования человека:
Мыслю, следовательно существую
В конце девятнадцатого века по миру уже бодро шагала научная мысль, которая рушила устоявшиеся традиции мировоззрения — появились фотографии и видео, звукозапись и радио. Учёные делали открытия и выдвигали теории, переворачивающие мировоззрение.
Ответом на этот разрушающийся прежний мир творческая часть общества ответило сложным и многогранным движением декаданса. Разочарование и упадок прошлого мира породил целое явление.
Развитие науки в конце девятнадцатого — начале двадцатого века оказало на общество сногсшибательное влияние. А теперь сравните тот уровень развития науки и технологии, и сегодняшний.

Третья эпоха декаданса
В общем виде, прежние попытки осознать человеческое бытие можно было к двум максимам:
- мыслю, значит, существую — когда познание мира и человека в нём проходит через логическое обоснование
- чувствую, значит, существую — в этом случае мы познаём мир через сенсуализм, через высокие материи
Эти две фразы отлично отвечали человеку на его вопрос бытия — ведь что-то из этого с тобой происходит, а значит, всё идёт по плану.
И вот на сцену выходят нейросети, которые:
- пишут текст
- пишут музыку
- рисуют картины
- «снимают» видео
А также могут с тобой обсудить вопросы бытия, составить план инвестиций и в целом, проявлять большую эмпатию, чем случайный человек в интернете.
Т.е. формально они могут и мыслить (это в разрезе суждений), и чувствовать (это уже про объекты искусства как чувственные переживания автора).
И отсюда возникает вопрос — если это всё может создавать машина, то она тоже является человеком? Или же я не являюсь им? И кем или чем я в этом случае?
Развитие технологий заставляет очень сильно пересмотреть всё то, что было прежде — старый мир опять начинает медленно, но верно трещать. Понятно, что уже не будет так, как прежде, а как будет — не совсем понятно.
Да ещё и произведения искусства, фантазирующие о будущем, особо радужных картин не рисуют. В Скайнет и восстание машин из пепла ядерного огня я не особо верю, если честно. Но вот в киберпанк — вполне себе, очень реалистично.
Это всё и заставляет меня думать о том, что мир незаметно для себя попал в третью эпоху декаданса — мы опять переживаем упадок прежнего мира. Акцентируемся на личной свободе, самовыражении и гедонизме. И если в XIX веке декаданс был реакцией на индустриальную революцию, то сегодня — на цифровую.
Что будет дальше?
Я не догадался купить в 2007 году биткоин вместо велосипеда, поэтому свои способности как визионера оцениваю здраво. Но кое-какие мысли относительно будущего у меня всё же есть.
Первое, и самое основное — это определённый откат, как сила противодействующая. Например, в пику развития технологий может набрать небывалые обороты религия или, например, различные духовные практики.
Второе — как следствие из первого — появление новых, синкретических духовных учений, которые будут своеобразным способом эскапизма. Человек всё же биосоциальное существо, а не техногенное.
То, что будет сделано человеческими руками (или головой), возможно, обретёт дополнительную ценность — не только в плане количества денег, но и его духовной составляющей.

И будет ли?
Здесь хочется сделать очень важное и крайне нужное замечание.
Когда мы живём в крупных городах, мы живём в окружении технологий. Здесь и поверить в скорое пришествие киберпанка очень легко, т.к. даже наличных денег-то уже не нужно.
Но каждый год на одну-две недели, независимо от того, какая версия GPT выходит, воду выключают. И вот, навайбкодив проект или прогнав код на ревью в LLM, идёшь и греешь кастрюли с водой.
И ещё есть у меня такой обычай — раз в год организовываю себе технодетокс и уезжаю в новгородские леса. Там не то, что нет ощущения скорого наступления киберпанка, там связи в городе не всегда нет — через QR-код не оплатишь ничего. Карточка или ещё лучше — наличка.
И в подъезде номер 5 лампочка не горит.
Заключение
Пост получился достаточно большим и возможно, несколько пространным. Но в любом случае внутри было определённое желание его закончить.
Надеюсь, материал был для вас полезен и смог натолкнуть на какие-то свои мысли.
