Разбираемся с Яндекс.Коннектом
ОбзорыВ прошлой своей статье про домены я упоминал, что один из вариантов покупки своего домена — это завести себе красивый e-mail, чтобы иметь не стандартную mybox@yandex.ru / mail.ru / gmail.com etc, а что-то типа mybox@domain.com. Это как-то сразу поднимает престиж и уровень владельца такого почтового ящика. Вариантов создать такую почту без особого напряга (т.е. не поднимая свой почтовый сервер) — это использовать специальный сервис от Яндекса, Mail.ru или Google.
Ранее Яндексом для создания почты для домена был запущен сервис Почта для домена (pdd.yandex.ru) и долгое время работал без видимых изменений. Но время идёт и всё меняется, пришёл черёд и этого сервиса. Годом ранее в Яндекс создал новый сервис для бизнеса — Коннект, основным компонентом которого и стала Почта для домена. И теперь менеджмент решил, что должен остаться только один, что в общем-то и правильно — не стоит плодить сущностей сверх меры.
Поэтому всех нас сначала добровольно и по заявкам, а теперь и вообще всех переводят Коннект, что встречает некоторое недовольство со стороны пользователей (во всяком случае, мне встречались негативные отзывы, в том числе и из личного общения). Но обратного пути нет, runaway train never comin’ back.
Первый взгляд на Коннект
Первый взгляд — он самый главный. Мой первый опыт общения с интерфейсом — как теперь работать с почтой и что вообще здесь происходит? Стоит сказать, что это обычная реакция человека, который n-лет работал с привычным интерфесом, а потом вдруг его переводят на нечто новое (вспомним MS Office 2007 с ribbon-панелями). По прошествии получаса-часа картина начинает проясняться.
Собственно, главная страница сервиса — это набор нескольких кнопок:
- Почта и Диск, которые внезапно открывают вашу Почту и Диск. Зачем эти кнопки здесь и такого огромного размера — без понятия.
- Трекер, Формы, Календарь — а вот уже разделы самого Коннекта, вернее его службы, которые можно подключить. Формы и Календарь бесплатные (пока), а вот Трекер уже за деньги. Их функциональность мы рассмотрим чуть ниже.
- Админка — собственно, здесь и следует искать теперь настройку почт для доменов, там теперь и происходит вся основная магия.
- Приложения — целая отдельная страница, откуда можно пойти на другие страницы, чтобы скачать приложения от Яндекса — Ямб (мессенджер для Коннекта), Почту, Диск, Трекер и Яндекс.Браузер. Зачем оно туда отдельной страницей, опять же, не понятно. Вероятно, в будущем для Коннекта в частности и для всей экосистемы Яндекса будет очень много приложений, что для них понадобится отдельная страница.
По итогу, сейчас даже подключая почту для домена у Яндекса, мы автоматически получаем облачную систему управления персоналом. От этого впечатления двоякие — с одной стороны, для части проектов, над которыми я имел честь работать, нужен был всего один ящик, и все эти дополнительные службы туда вообще не нужны. С другой стороны, для проектов крупных, где личная почта заводилась по десяток-другой человек, которые к тому же рассредоточены географически (их не разделяет не только бесконечность офисного стола) такой функционал очень кстати.
Как добавляется почта?
Поскольку Коннект разрабатывался с оглядкой на организации, а не индивидуальных пользователей, то процесс добавления почты для домена — это создание новой организации. Для того, чтобы добавить новую, мы заходим в Коннект с аккаунта, который будет администраторским и в Админке над боковым левым меню ищем выпадающий список и там добавляем Новую организацию. После этого Коннект попросит нас указать домен, а после чего подтвердить владение (так же, как это ранее делалось в Почте для домена). После этого можно добавлять ящики для подключённого домена.
Кроме того, для одной организации можно подключить несколько доменов, что может быть полезным.
Сервисы или что там под капотом
Теперь разберёмся чуть подробее с теми сервисам, что несёт в себе Коннект. Все сервисы, которые могут быть нам доступны, можно найти и подключить через Админку, в разделе «Тарифы и сервисы». На сегодняшний день Яндекс предлагает нам два тарифа — бесплатный Коннект «Базовый» и платный Коннект «Расширенный», имеющий всяческие плюшки и некоторые отличия от бесплатного тарифа.
Где же почта?
Это основной вопрос, который интересовал меня и скорее всего, будет в первую очередь интересен и вам, дорогие читатели. Работа с почтовыми ящиками теперь организована чуть-чуть по-другому. Чтобы нам её найти, нужно с главной страницы сервиса перейти в раздел «Админка» и мы сразу же оказываемся там, где нужно — в «Оргструктуре» (смотрите, оно отмечено на меню слева).
Вот здесь мы и будем создавать, редактировать и удалять новые ящики. Логика работы сервиса проста: каждому сотруднику — по ящику. Через кнопку «Добавить» мы можем взять и добавить сотрудника (что нам и нужно), а кроме того ещё можем создавать отделы (прямо как в организации) с собственной почтой и сотрудниками внутри.
Информацию о каждом сотруднике можно добавлять и редактировать прямо из администраторской панели, что весьма удобно, ибо раньше в Почте для домена мы сначала создавали ящик, затем логинились в него, заполняли все поля с информацией, после чего возвращались к первому пункту программы. Поэтому ответственно заявляю, что в этом вопросе с почтой стало работать немного удобнее. Вот ещё пример, прямо таки свежий — на всех ящиках нужно было поменять картинки, приведя их к одному общему стилю. Через Коннект это сделать просто — выбрал сотрудника, навёл на текущий аватар и поменял на новый, после чего переключился на следующего. Через старый интерфейс это было бы и дольше (пока перелогинишься), да и необходимо иметь все пароли.
Для всех пользователей — их количество в бесплатном тарифе ограничено 1000 человек — доступен и Диск с 10 ГБ на борту. Причём у Диска в бесплатном и платном тарифе есть некоторая разница — так, в базовом варианте у каждого человека свой обособленный Диск (и его можно расширить, докупив места), а вот на расширенной версии место на диске уже общее, которое зависит от количества пользователей и начинается от 1 ТБ.
Ямб
Бесплатный мессенджер между сотрудниками в пределах одного домена. Просто мессенджер. Впечатление от сервиса двоякое — с одной стороны хорошо, что он есть, и это здорово, что можно в одном пространстве объединить всех сотрудников, а с другой сейчас все и так пользуются общедоступными мессенджерами, благо они почти все имеют возможность создавать групповые чаты. Хотя свой плюс у него есть — это возможность разделения по беседам внутри отделов. Да и как корпоративный мессенджер он очень неплох.
Трекер
Уже платный сервис, который представляет собой систему постановки и контроля за работой.Когда проект имеет множество задач, работа кипит и возможность что-то упустить или забыть — очень полезная и нужная штука (проверено на собственном опыте), однако есть и бесплатные аналоги с таким же (и даже большим) функционалом.
Формы
Бесплатный сервис для создания форм. Можно использовать как для сбора обратной связи от клиентов компании (форму можно встроить на сайт), так и для проведения опросов для сотрудников — с доступом по ссылке. Есть как готовые шаблоны, так и широкие возможности для создания своего собственного опросника. Однако, если вам нужен такой сервис без подключения Коннекта, то можно воспользоваться сервисом Яндекс.Взгляд.
Вики
А вот это уже очень полезная вещь — этот сервис позволяет создать внутреннюю базу данных организации. Можно использовать как блокнот для идей и проектов, так и важную и полезную информацию справочного толка, том числе и документация по проектам и разработкам. В краткосрочных проектах это обычно не искользуется, но в остальных случаях иметь под рукой ресурс, где подробно (или как получилось) описано, как и что нужно делать (или как оно работает) очень помогает, особенно новичкам в организации. По итогу получается своя собственная Википедия, с авторами и правками. И главное — это бесплатно. По хорошему, для этого сервиса можно написать отдельную обучающе-обзорную статью, и возможно руки до этого у меня дойдут.
Люди и Календарь
Эти два сервиса я объединил в один пункт, поскольку они имеют самую очевидную сферу применения. Сервис Люди подключён по умолчанию и отвечает за контакты сотрудников вашей организации, формирование команд и управление ими. А Календарь позволяет сделать общий планировщик.
По итогу
По итогу мы получили новый сервис и сказать о нём однозначно что-то сложно, скорее как в фильме — для мушкетёра Атоса это слишком много, а для графа де Ла Фэра — слишком мало.
Если вы ранее пользовались Почтой для домена от Яндекса и/или кроме ящиков вам более ничего не нужно, то весь функционал Коннекта мне кажется излишним, а работа для неподготовленных пользователей может вызвать вопросы — что и где теперь искать. А для организаций и серьёзного бизнеса явно не хватает функционала. Для примера возьму Битрикс24 (которым давно пользуюсь сам) — там и возможностей гораздо больше даже в бесплатном тарифе, и почту для своего домена так же можно создать.
Надеюсь, моя статья была для вас полезна.